Журнал Железнодорожное Дело 1520
№ 1 от 2022 г.
«Мы объединились, чтобы защитить честь БАМа»
В реестре Минюста РФ появилась  Общероссийская общественная организация «Бамовское содружество». Об истории ее создания рассказывает Ефим Владимирович Басин, Герой Социалистического Труда, Заслуженный строитель России, Почётный Президент Национального объединения строителей.

Ефим Владимирович, Вы – президент Общероссийской общественной организации «Бамовское содружество». Расскажите: как и когда родилась эта организация?

«Бамовское содружество» родилось более двадцати лет назад — в конце 1997 года. Именно тогда состоялось общее собрание, на которыми принято решение о создании общественной организации «Бамовское содружество».
Это было нелегкое для нас время. В 97-м году расформировали самую молодую в стране, современную, мощную Байкало-Амурскую железную дорогу, о которой сами руководители МПС говорили: «у нас таких дорог раз-два и обчелся!». Но ее стерли с карты железных дорог страны! Разрезали «по живому», разделив между двумя действующими магистралями – Восточно-Сибирской и Дальневосточной. Сделано это под предлогом избавления от убытков. Но убытки-то были следствием незагруженности новой дороги.  К тому времени объемы перевозок по БАМу упали в два раза.  Откуда взяться грузам, если после распада СССР в экономике начался глубокий кризис, при этом объем промышленного производства сократился в 2,5 раза! И не БАМ подорвал экономику страны, как утверждали дилетанты, а непродуманные реформы.
Но именно на БАМ обрушился вал критики: это, мол, «дорога в никуда» и «самый длинный памятник застою». Причем те газеты, которые до этого пели дифирамбы нашей стройке и воспевали ее героев, резко поменяли позицию, стали писать, что БАМ не нужен и деньги на него потрачены зря. А я говорил тогда и говорю сейчас, что не бывает дорог «в никуда»! И жизнь это доказала. БАМ уже задыхается от грузопотоков, и государство предпринимает меры, чтобы увеличить его пропускные способности.
Когда началась эта грязная кампания, мы решили объединиться, чтобы защитить дело нашей жизни и честь БАМа. В 1999 году на торжественной конференции, посвященной 25-летию с начала строительства Байкало-Амурской магистрали, еще раз обсуждался вопрос о «Бамовском содружестве». В ней принимали участие 2500 человек из всех регионов страны, и они подписали открытое письмо тогдашнему Президенту России Б.Н. Ельцину с просьбой зарегистрировать на базе региональной организации Общероссийскую общественную организацию «Бамовское содружество». Письмо это опубликовала «Независимая газета». Но нам ответили на него тогда отпиской.
И только в конце апреля 2021 года Минюст РФ официально зарегистрировал нашу организацию. А в мае выдал свидетельство о государственной  регистрации  ОРОО «БАМ».

Сколько членов насчитывает эта общественная организация?
  — Она объединяет сегодня свыше 25 тысяч человек из разных концов страны.  Это не только транспортные строители, но и железнодорожники, представители других профессий, работавшие на БАМе. Региональные отделения ОРОО «БАМ» созданы в 44-х краях, областях и республиках. В начале минувшего года в ее состав вошла Общероссийская общественная  организация  «Союз  ветеранов  Железнодорожных  войск  РФ». Военные железнодорожники – наши коллеги, они строили Восточный участок БАМа. Я думаю, в наши ряды вольются и другие. Нам пишут бамовцы из Армении, Белоруссии, Грузии, Азербайджана, Казахстана, стран Балтии с предложениями о сотрудничестве.  

Каковы главные цели «Бамовского содружества»?

Главная цель – объединить бамовцев для защиты прав и законных интересов всех тех, кто принимал участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали и ее эксплуатации. Помимо этого, мы хотели бы оказать содействие государственным органам власти в разработке и реализации программ модернизации и развития БАМа, освоения природных ресурсов Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. И не только в качестве экспертов. Можно создать, к примеру, на базе Российского университета транспорта (МИИТа) или Российской академии путей сообщения специальную школу, в которой давали бы мастер-классы те, кто прошел БАМ и до тонкостей знает специфику строительства железных дорог, городов и поселков на вечной мерзлоте, в экстремальных условиях Севера.
Среди членов нашего «Содружества» есть знаменитые люди — Герои Социалистического труда Иван Варшавский, Виктор Лакомов, Александр Бондарь, Леонид Казаков, Вячеслав Аксенов и другие. Все они обладают бесценным для нашей северной страны опытом и высочайшей квалификацией. Кто лучше них знает специфику сооружения объектов транспортной инфраструктуры на вечной мерзлоте? К примеру, мостостроитель Василий Мазур, который славился на БАМе своими новациями, за эти годы разработал немало оригинальных мостовых конструкций, причем, его мосты строятся в два раза быстрее, чем типовые, и стоят в несколько раз дешевле. Почему не использовать эти разработки, чтобы сэкономить деньги и время?
«Бамовское содружество» объединило людей и для того, чтобы передать молодому поколению добрые традиции взаимовыручки, патриотизма, многонациональной дружбы. Около трех миллионов человек прошли в свое время «школу БАМа», став высококвалифицированными специалистами. Пришло время передавать опыт.
Это очень важно еще и потому, что из-за многолетнего недофинансирования, нерешенности многих проблем, в частности, законодательных, многие крупные строительные компании обанкротились, распались на мелкие организации. Им нелегко выжить и выдержать конкуренцию, в том числе с иностранными корпорациями, которые все активнее приходят на наш рынок. Поэтому мы хотели бы собрать остатки наших подразделений в один кулак и на их базе воссоздать крупную корпорацию типа нашего «ГлавБАМстроя». На востоке страны скоро развернутся новые транспортные стройки. Объемы и масштабы их фантастические. Работы хватит всем.  И бамовцы хотели бы принять в этом участие.

Какие еще планы у такой огромной общественной организации?

Мы уже начали подготовку к 50-летию с начала строительства БАМа, которое будем отмечать в 2024 году. В администрацию президента страны направили предложение учредить специальную медаль «За строительство и развитие БАМа», которой можно будет наградить не только строителейи железнодорожников, но и всех тех, кто открывал новые страницы в летописи легендарной магистрали.
Хотелось, чтобы в честь юбилея БАМа по традиции состоялся торжественный вечер в Кремлевском дворце, а в столицу магистрали Тынду, Ургал и Северобайкальск отправились специальные поезда с почетными пассажирами. В этот раз в число этих пассажиров мы хотим включить представителей соседних государств, которые возводили города и поселки на трассе БАМа.
Мы будем также добиваться учреждения Дня бамовца на федеральном уровне. Народный хурал Республики Бурятии уже принял решение ввести у себя такой праздник 8 июля и обратился в Госдуму РФ с предложением учредить всероссийский День бамовца. Но там эту идею не приняли, сказали: есть, мол, День строителя – вот и празднуйте. Хотя каких только праздников в календаре нет: есть День главбуха, сметчика, дальнобойщика и даже хостинг-провайдера… А вот для бамовцев дня не нашлось. Хотя этот праздник мог бы объединить строителей и железнодорожников на всем постсоветском пространстве, он напомнил бы всем о многонациональной дружбе и сотрудничестве, символом которых стал БАМ.
Но мы не оставляем надежды пробить стену равнодушия. Кстати, в регионах уже разнобой из-за этого пошел. Так в Иркутской области решили праздновать День бамовца 8 июля, когда было принято постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали, а в Амурской области по предложению одного из депутатов — 14 сентября, когда на станции Бам уложили первое звено рельсов Малого БАМа. Хотя, исходя из этой логики, можно выбрать дату из предвоенной истории, когда соединительную ветку от Транссиба к Тынде начинали строить заключенные БАМлага. Интересно, что придумают в Хабаровском крае или Читинской области?

Вас радует сегодняшнее внимание к БАМу правительства страны?

Да, конечно. Мне вспоминаются строки из поэмы «Я защищаю БАМ!», которую написал главный инженер Байкало-Амурской железной дороги Леонтий Махитаров:
«…Я знаю, оскорбленный без вины,
Лишенный и достоинства, и славы
БАМ снова станет гордостью страны
И вечным достоянием державы!»
Поэт не дожил всего три месяца до празднования 25-летия БАМа. Спустя 20 лет его слова сбылись: важность и нужность магистрали сегодня уже никто не оспаривает. Это действительно достояние державы. Без нашей магистрали сегодня невозможно было бы освоить возросшие экспортные грузопотоки, как и обеспечить надежное сообщение Дальнего Востока со всей страной. Вспомните недавнюю историю, как летнее наводнение смыло мост на Забайкальской дороге. Если бы не БАМ, сообщение было бы прервано на несколько дней.
Осознавая стратегическое значение построенной нами магистрали, правительство и президент страны в свое время дали старт крупномасштабному проекту модернизации и развития Восточного полигона железных дорог, в том числе и БАМа. В этом году к реализации проекта подключились Железнодорожные войска. Они укладывают второй путь на восточном крыле Байкало-Амурской магистрали, которое строили их предшественники — военные железнодорожники. Принято также решение проложить параллельно БАМу 500-километровую железнодорожную линию к Охотскому морю от Эльги, где находится крупнейшее месторождение  коксующегося угля.
Я думаю, мы еще увидим, как потянутся рельсы на север к Магадану и к Уэлену на Чукотке, как соединят Якутск и Сахалин с «большой землей» надежные транспортные коммуникации. Будет много и других интереснейших проектов. Ибо, без развития транспорта невозможно освоение природных богатств и развитие экономики.

Беседу вела Тамара Андреева